Категории раздела

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Главная » Статьи » Мои статьи

Как правильно: бисеровцы или басурманы?

Автор этой статьи – Александр Михайлович Молодцов родился в Кирове, окончил пединститут и стал филологом. Пятнадцать лет назад он нашёл свою вторую половину – М.В.Бисерову, уроженку с. Бисерово, также выпускницу Кировского пединститута. С тех пор он живо интересуется историей афанасьевской земли, собирает словарь местных говоров, обычаи, легенды, поверья и другие материалы, связанные с афанасьевской стариной. На их основе им написано эссе «Сороковой день», опубликованное в альманахе «Край городов». 

Интерес к Бисерову совпал с изучением творчества В.Г.Короленко и «Истории моего современника», одна из самых интересных страниц которой посвящена пребыванию писателя в ссылке в Бисеровской волости. В его книжной коллекции есть прижизненные публикации Короленко в журналах «Слово», «Русское богатство», «Голос минувшего», 1879-1922 гг. В них публиковались воспоминания Короленко о вятской ссылке. Встречи с главой администрации Л.А.Дёминой, директором бисеровской СОШ Т.С.Скачковой, бывшим библиотекарем бисеровской библиотеки В.И.Собениной, с учителем Савинской школы Л.Н.Селезнёвой способствовали в написании большой статьи об истории Бисерово и ссылке в Берёзовские Починки В.Г.Короленко для международного энциклопедического проекта «Википедия».

Но, как подчёркивает Александр Михайлович, первым, кто пробудил интерес к истории села Бисерово, стал его тесть Виталий Максимович Бисеров, влюблённый в свою малую родину и передавший эту любовь детям и внукам.

I

Издавна Афанасьевский край гостеприимно принимал к себе людей самых разных национальностей и вероисповеданий. Как появились на карте современные географические названия? В частности, откуда есть пошла Бисеровская земля, глаголемая Зюздино? От сверкающих бисеринок? А Кама? От того, что она течёт по камушкам? Ответы на эти вопросы показывают, что за всеми местными топонимами стоит седая старина.

Лишь немногим более 600 лет назад сюда пришли первые славяне – новгородцы-ушкуйники, потеснив местные племена коми и удмуртов. Последние два родственных финно-угорских народа в то время носили собирательное название чудь. В зависимости от исторического контекста чудью в разные времена называли и называют разные народы. Финно-угорские племена селились от Белого и Балтийского морей на севере и западе до Западной Сибири и Среднего Поволжья на востоке и юге. Таким образом, чудь – это не только предки современных коми, удмуртов, но и карелов, финнов, эстонцев, мордвы и марийцев. Важное отличие в том, что прибалтийские финны перекочевали в Европу из Забайкалья приблизительно 10 тысяч лет назад, тогда как волжские и камские финны прибыли в Европу всего лишь 4 тысячи лет назад. Угорские племена ханты и манси (югра), родственные современным венграм, так и не пересекли пределов Уральского хребта, оставшись в Западной Сибири, племена венгров совершили свой путь в центральную Европу через Каму чуть более тысячи лет назад. В «Повести временных лет» читаем:«В странах же Иафета сидят русские, чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера, ямь, угра, литва, зимигола, корсь, летгола, ливы».

В IX веке русские летописцы называли чудью преимущественно племена эстов, существовавших в Прибалтике ещё с середины первого тысячелетия и не финно-угорского происхождения в отличие от более поздних эстонцев-сету, национально оформившихся лишь к XIII веку. Финская чудь селилась вокруг Чудского, Ладожского, Онежского озёр и на территории современной Финляндии. Знатные представители чуди жили позднее в Чудове, Новгороде (Чудинцева улица) и Киеве (Чудин двор). Все ли народности финно-угорской семьи народов – чудь, и кто был не чудь? Известный историк С. М. Соловьёв, например, предполагал, что чудью следует считать лишь водь – жителей Водской пятины Новгородской Земли. В России до 1917 года чудь существовала и официально – ею называли народность вепсы. А была ещё псковская чудь – сету, чудь белоглазая и т. д. Уже в ХХ столетии появилась современная чудь – самоназвание малой народности Пинежского района Архангельской области, которая внесена в 2002 годув «Перечень национальностей и языков РФ» под № 351. Но, увы, всё это «не наша» чудь.

Из летописного перечня финских народов нас интересует чудь заволоцкая и пермь – предки современных коми, жившие на огромном пространстве Перми Великой от Урала до Печоры, Белого моря, Великого Устюга, Камы и Волги, а также древние удмурты – коренные жители Прикамья и Предуралья. В верховьях Камы издавна существовали легенды о чуди (чучкарях) — древнем народе: «А кто-то тут раньше жил, какие-то люди-чуди»? Речь в этих легендах идёт о противостоянии новгородским пришельцам и последующей христианизации, о том, что чудь жила в лесных землянках. Для обороны своего края от непрошенных гостей чуди-люди возводили земляные крепости, отважно оборонялись от захватчиков, а при поражении уходили жить в другие леса либо умерщвляли себя. Существует легенда о том, как чудь «ушла под землю» — вырыла большую яму с земляной кровлей на столбах и погребла себя, подрубив столбы. Этот сюжет вдохновил Н. К. Рериха на написание двух картин «Чудь подземная».

Как пишет безымянный вятский летописец, новгородцы на реке Чепец, по которой они спустились к Вятке, нашли два народа — чудь и отяков (вотяков). Дело в том, что обособление удмуртского языка от языка коми произошло ещё IX веке, и у предков современных удмуртов существовали родовые наименования Чудъя (Шудья), а некоторые коми называли своих ещё некрещённых предков Чудна. Как указывает кудымкарский исследователь культуры коми-пермяков и пермяков-зюздинцев В. В. Климов,дзузь — личное языческое имя народа чудь. Наречие дын (или дин) означает около, возле. В другой версии, согласно тому же Климову, удмуртский этноним Чудзя коми-пермяки переиначили Дзуздя, а русские, в свою очередь, адаптировали произношение как Зюздя. Так или иначе, Зюздя, согласно древней легенде — имя богатырши, которую верховное божество народа чудь наградило семью грудями, чтобы вскормить семерых сыновей-близнецов, от которых и начал свой род зюздинских пермяков. Можно спорить о благозвучии или неблагозвучии Зюздино (как писал «Призыв» 23 ноября 1999 года), но то, какие чудеса произошли с этим словом, не может не вызывать удивления. Ойконим Зюздино, в каком-то смысле — аналог Чудово, Чудиново. В каком-то смысле, потому что славянское чюдо и удмуртское Чудзя – не однокоренные слова, и даже не омонимы.

Есть предположение, что слово Кама тюркского происхождения – река шаманов. Согласно версии В. В. Климова, Кама – искажённое Камва. Ва – на языке коми вода: Сюзьва, Лысьва, Юсьва, Лобва, Нытва, Кушва, Ёдва и т.д. Кам, легендарный пермяцкий великан, указал путь реке, протащив по земле огромный камень. Согласно другой версии, происхождение топонима Кама из удмуртского языка: Кама – река, большая вода. А вот название коми напрямую связано с Камой: коми морт на языке коми – человек Камы. Зато происхождение слова удмурт до сих пор является загадкой: уд мурт – человек племени уд? Казалось бы, всего одной буквы не хватает в слове уд, чтобы разгадать загадку чудо-людей древней народности чудь, тысячу лет назад обитавших в верховьях Камы. Однако вятский летописец, писавший о восточной чуди, будучи выходцем из Новгорода наверняка мог быть не понаслышке знаком и с северной чудью – весью, ижорой, емью, сету и пр., не столь различающихся языком от удмуртских соплеменников, и поэтому назвал не подлинное название народа, а привычное русское прозвище всего финского племени. Существует более правдоподобное объяснение этнонима удмурт, ведущего своё происхождение от иранского *anta-marta – «житель окраины, живущий на рубеже». По данным переписи 1989 года пермяков-зюздинцев в районе насчитывалось 318 человек, значительно больше насчитывается удмуртов, которые проживают, в основном, в южных населённых пунктах района. Известные в районе удмуртские фамилии – Кутявин, Бузмаков (бузмак – безземельный крестьянин).                                                                  

                                               

(Исчезла чудь или осталась, возможно, знают жители села Пашино. Праздник «Чудо». Фото Г. Михеев)

II

Помимо названных племён в эпоху великого переселения народов в Предуралье и на современной территории центральной европейской части России селились многочисленные славянские языческие племена и народности кривичей, вятичей, полян, северян, финские племена мери, веси (вепсы), води, мещеры, муромы, а также предки современных финно-угорских народов мари, мордвы удмуртов. Часть малочисленных народностей не пережила исторических катаклизмов: междоусобных войн, экспансии и последующей ассимиляции среди более могущественных и многочисленных завоевателей – монголо-татар, хазар, славян. Навсегда исчезла с исторической карты мира – меря (преемственность им марийцев проблематична), мурома, мещёра, слившись полностью с русской национальностью и принеся с собою ту или иную черту в русскую культуру. Численность современных малых финно-угорских народностей порой исчисляется десятками и сотнями жителей. Водь – 100 человек; ливы (древние жители Латвии) – 250-400 человек; ижорцы 700 человек. К числу таких малочисленных народов относятся бесермяне.

Бесермяне (удм. бесерман) проживают рассеянно на северо-западе Удмуртии. В 2002 году их насчитывалось 3122 человека. А ещё в 1891 году их было 10800 чел., в 1926 году 10000 чел. С 1930-х годов бесермян записывали в паспорта либо как удмуртов либо как татар. В 1992 году принято Постановление о восстановлении исторического имени бесермян. Судьба бесермян (или бессермян) непроста. Этот малый народ не всегда причислялся к финно-угорским народам. Он отделился в своё время от иранской группы, был частично ассимилирован Волжской Булгарией (Х-ХIII вв), испытал тюркское влияние, сохранив элементы язычества и ислама в своих народных верованиях, позднее перенял удмуртский язык и стал считаться финно-угорским народом. В русских летописях бессермяне упоминаются с XIII-XV веков. Самоназвание бесерман (как и созвучное русское басурман) произошло через тюркское и персидское влияние от арабского muslim – мусульманин (буквально «послушный»). Но предки современных бесермян не были сплошь исламистами. Не исключено, что название бесерман (тюрк.busurman) было усвоено  предками бесермян — от их соседей-тюрок ещё в период проживания в Волжской Булгарии на территории нынешнего Татарстана.

Неизвестно, каким образом собственное имя бесермяне стало именем нарицательным басурманы,возможно, как один из результатов татаро-монгольского нашествия на древнюю Русь, а возможно,бесермяне тут вообще ни при чём, и слово могло попасть в русский язык напрямую из тюркского.Любопытно, что тюркское по происхождению слово бисер попало в русский язык из языка волжских булгар через старославянский язык ещё в домонгольский период, тогда как слово басурманы вошло в русский язык позднее, лишь во времена Золотой Орды. Так или иначе, басурманы — собирательное название всех врагов-иноверцев на юге и востоке Руси, хотя, если взять в пример марийцев, некоторые народы участвовали в русско-татарских войнах то на стороне русичей, то на стороне ордынцев. В отличие от басурман собирательное понятие чудичухонцев в большей степени относилось к иноземцам и чужакам с севера России, оно не имело столь ярко выраженной отрицательной коннотации, а употреблялось, скорее, в пренебрежительно-ироничном смысле. Словарь Ушакова рассматривает понятиебасурман как устаревшее негативное название всех иноверцев, преимущественно татар. Современный академический «Словарь русского языка» также трактует басурмана как понятие устаревшее в двух значениях: 1. Человек иной веры (преимущественно о магометанине); 2. Употребление в качестве бранного слова. В хрестоматийном стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» (1837 г.) встречаем: «Вот затрещали барабаны —  и отступили басурманы». В 1838 г. писатель И. И. Лажечников закончил свой роман «Басурман». Со временем подчёркнуто негативный смысл басурмана сгладился. Современный «Гуманитарный словарь» (2002 г.) фиксирует в его употреблении уже шутливое значение: басурман – шустрый, непоседливый ребёнок.

Усечённую форму бесермян бесер или бисер можно встретить в топонимах Урала и Прикамья: реки Большая и Малая Бисера в Омутниском районе, посёлок городского типа Бисер (Старый Бисер) в Горнозаводском районе Пермского края, река Бисер там же, посёлок городского типа Бисерть в Свердловской области и река Бисерть там же. Жителей одной только Бисерти по переписи 2002 года насчитывается 10,7 тысяч, то есть в три раза больше, чем оставшихся бесермян, давших ей в прошлом своё название. От бесермян берёт своё название и село Бисерово. А в Чувашии, чьё тюркское по происхождению коренное население в определённой мере сохранило традицию Волжской Булгарии, мы найдём деревню Басурманы.

Обо всём этом можно прочитать в книге краеведа из с. Савинцы Л. Н. Селезнёвой «Странички истории. Зюздино-Афанасьево», которая ждёт своего переиздания.

(Бесермяне, фото Е.В.Поповой)(Бесермяне, фото Е.В.Поповой)

Категория: Мои статьи | Добавил: triumphato (24.08.2013)
Просмотров: 450 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1  
Статья интересная, но обозначение бузмак дано однобоко,не приведен перевод с тюркского, хотя про бумеранг описано более подробно

Имя *:
Email *:
Код *: